Лёша Грибков

С классом, который впоследствии стал моим первым, а потому самым запоминающимся выпуском, я начал работать с января 1983 года. Ребята учились во 2 классе. Я стал вести у них физкультуру. С 4 класса я стал их классным руководителем и учителем русского языка и литературы.

Самым умным, самым примерным, самым аккуратным, самым обязательным, короче, самым-самым-самым был Лёша Грибков по кличке Отличник. Я звал его Бездельником. Это был первый Бездельник в череде моих самых умных учеников. В отглаженном костюмчике, в розовой рубашке, с пионерским галстуком, аккуратно подстриженный... Кличка была презрительная. Мама Лёши однажды мне по секрету рассказала, как однажды пришёл сынок в слезах из школы. Говорит: "Не буду больше на "пятёрки" учиться. Все в классе дразнят меня отличником".

Лёша знал всё и всегда, мог ответить на любой вопрос на любом уроке. Он был ходячим справочным пособием. Если я сомневался в написании непроверяемого слова, а словаря под рукой не было, я консультировался у Грибкова. Он признавал только одну оценку - "пятёрку". "Четвёрка" была личным оскорблением. Русский язык - предмет неоднозначный. В нём исключений больше, чем правил. Всё знать невозможно. А Лёше, понятно, доставались от меня только такие вопросы, на которые я сам мог ответить, лишь хорошо подумав. Понятно, что иногда он оказывался в затруднительном положении. Что тогда с ним делалось! Он покрывался красными пятнами, кусал губы, переминался с ноги на ногу. Подсказывать ему было нельзя: он мог ещё больше обидеться. Приходилось задавать наводящие вопросы для того, чтобы он смог самостоятельно прийти к правильному ответу.

Ещё у Лёши была такая особенность: он был переученным левшой и пользовался обеими руками одинаково свободно. Нередко на уроке демонстрировался настоящий цирковой номер. Я вызывал Алексея к доске сделать синтаксический разбор предложения. Для него любой разбор был как семечки. Лёша брал в обе руки по куску мела. Одной рукой он подчёркивал слово, другой надписывал часть речи, при этом комментируя свои действия. Для класса это было настоящим зрелищем. Ребята не вдумывались, что говорит Отличник, они с упоением наблюдали, как он это делает!

К восьмому классу Лёша перестал учиться на "пятёрки", даже "трояки" проскальзывали. Правда, выпустился хорошистом. Но когда на десятилетие выпуска ребята собирались у меня в школе, в своём бывшем классе, Лёша меня попросил: "Александр Германович, выпейте с Отличником..."  Отличником Лёша Грибков для меня останется навсегда. 
 
Copyright 2009 А! Калебин...
BloggerTheme by BloggerThemes | Design by 9thsphere